воскресенье, 4 сентября 2011 г.

НЕЖЕНСКИЙ ПОЛК (продолжение)


ГЛУХОВ

Глухов известен с 1152 года как древнерусский град[1], который стоял на левом берегу реки Есмани /Усмани/.
В 50-х годах XIV столетия Литовское княжество захватило земли Чернигово-Северщины, в том числе и Глухов. В 1503 году, в результате победы русских войск над войсками Литвы, Глухов был освобожден, а в 1618 году по Деулинскому перемирияю попадает под власть шляхетской Польши.
В начале освободительной войны польско-шляхетские войска покинули Глухов. В 1654 году мещане города присягают на верность союзу с Россией, и Глухов становится центром одноименной сотни Нежинского казачьего полка[2].
Согласно описи 1654 года[3] Глуховская крепость в это время имела защитную ограду, которая включала в себя два вала и возле них рвы. На валах стояли надолбы – вкопанные несколькими рядами деревянные столбы.
На возвышении западного участка внутренней территории крепости /на горе над речкою Усмани/ находился двор польского магната /Песочинского пана/. Про укрепления этого двора, который, мог выполнять функции цитадели, указанная опись говорит: “…Около того двора с трёх сторон осыпь земленая, на осыпи поставлен острог дубовый, межи того острога сделаны вороты проезжие…Около того острога сделан ров, а ров к острогу огорожен бревнами с одной стороны, и подле того острога у земли сделан честик[4], колье дубовое”[5]. Двор-замок Песочинского, по мнению некоторых современных исследователей, занимал местное возвышение при впадении в речку Эсмань ручья Нетеча /он же очинок/. Двор с трех сторон был окружён невысоким земляным валом – “осыпью”, на вершине которого стояли дубовые острожины, башен здесь не было. Внешне двор опоясывался рвом, который с одной стороны был ограждён деревянными бревнами и усилен дубовыми кольями – “честиком”. Внутрь двора-замка вели ворота.
Вблизи городской слободы с напольной стороны существовал ров “для приходу воинских людей”[6].
В 1664 году войско польского короля Яна Казимира обложило Глуховскую крепость. В “Летописи самовидца” про это событие говорится: “…Простовал /король – С.И./ под Глухов, мiсто погранiчное, которiе жадною мiрою не хотiли ся здати. Где стоял недель пять, рознiе промисли чинячи, штурмуючи подкопами, и нiчого не могли вскурати /сделать – С.И./…войско барзо ослабiло…”[7] Вскоре сюда подошли российские войска воеводы Ромодановского и Ян Казимир вынужден был отступить в Белоруссию[8].
С 1666 года в Глухове находился российский воевода[9].
Уже в конце XVII столетия крепость становится одним из центров изготовления казацкой артиллерии. До нашего времени в музеях Москвы, Киева и Варшавы сохранились пушки, вылитые глуховскими оружейниками в 1697-1698 годах[10]. Артиллерийский двор Глухова, размещался на юго-восточной окраине города возле Путивльской дороги и действовал на протяжении почти всего XVIII века.
Про защитные сооружения Глуховской крепости начала XVIII века сохранилось свидетельство российского паломника Леонтия Лукьянова, который побывал здесь в 1701 году. Он писал, что крепость довольно мощная, имела земляные укрепления и дубовую стену[11].    
4-6 сентября 1708 года в Глухове пребывал Петр I. Отсюда он осуществлял управление боевыми действиями российской армии против шведов во время Северной войны (1700-1721 гг.)[12].
В 1713 году укрепления Глуховской крепости ремонтировались, была проведена т.н. “городовая починка”[13].
Сохранился ряд картографических материалов XVIII столетия, которые изображают Глухов того времени. Согласно с планом Глуховской крепости 1746 года[14], её защитная ограда имела форму многоугольника. Если длинна продольной оси города-крепости доходила до 800 метров[15], то поперечная ось – около 700 метров, а периметр сторон защитной ограды мог достигать 2500-2800 метров[16].
На защитной линии стояло 8 небольших бастионов, один полубастион, 2 редана. С северной стороны был один бастион, с северо-восточной – 2, с восточной – 2, с юго-западной – один, с юго-восточной – один и с северо-западной также один. Полубастион находился с южной стороны крепости, реданы – с юго-западной и северо-западной сторон.
План показывает на западном участке крепости, где в XVII столетии находился двор “Песочинского пана” и постройки монастыря, которые окружала защитная ограда. Вокруг этого участка, уже за внешнею оградою, с её восточной стороны к стенам подходило болото, а с западной  - озеро Чернеча гребля. Природные преграды усиливали обороноспособность не только крепости, но и всего района в целом. Несомненно, что монастырь с его укреплениями имел кроме православного центра ещё и важное оборонное значение для крепости[17]. При необходимости он мог использоваться как цитадель.
Территорию города пересекали под прямым углом две главные улицы, которые подходили к крепостным воротам, которые имели название Московские, Киевские, Путивльские и Белопольские[18].
Киевские ворота г. Глухова. Фото нач. XX ст.
Исследователь Г.Н. Логвин в своей работе “Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль” говорит про местонахождение ворот Глуховской крепости, называются вместо Белопольских – Новгород-Северские. С восточной стороны стояли Московские ворота, западного – Новгород-Северские и с южного – Путивльские[19]. В названной работе говорится и про создание в Глухове крепостных башен[20].
На рисунке-реконструкции Глухова середины XVIII века, изготовленному Г.Н. Логвином, показано 17 башен внешней крепостной ограды, из них 4 воротные. Монастырская ограда имела 4 башни[21].   
На плане Глухова 1746 года рядом с укреплениями, которые уже существовали, изображены и проектируемые “Комиссией национальных строений” защитные сооружения. Последние планировалось возвести, учитывая передовые методы фортификации того времени. Они должны были усилить оборону города, которую планировалось сделать столицей Украины[22].
Проект планировал оставить 6 старых бастионов и полубастион, увеличив их площадь. Это дало бы возможность разместить на них больше пушек и усилить, таким образом, огневую мощь крепости. Количество реданов планировалось довести до трёх, соорудив один из них на западном отрезке ограды, а вместо существующего с юго-западной стороны небольшого редана поставить рядом более мощный. С западной стороны предполагалось построить простой теналь[23], а с северо-западной – двойной.
Куртина между северным и соседним с ним северо-восточным бастионами должна прикрыться равелином. Планировалось также построить прикрытую дорогу и другие фортификационные сооружения. Был ли реализован этот проект, письменные и картографические источники не сообщают.
В 1748 году крепостные и городские сооружения Глухова были разрушены вследствие большого пожара. Рукописные истории про это событие составил городской историк и краевед А.М. Маркович, он писал, что пожар в то время “истребил весь город и предместья по дорогам в Рыльск и Путивль. В городе сгорели все церкви и монастырь, все канцелярии, гетманский двор и дворы старшины. По отзыву очевидца, город обратился в пустыню”[24].
А.М. Маркович уведомлял, что предместьев города было четыре. Три из них назывались Белополовка, Усевка, Красная горка[25].
Спустя некоторое время город был отстроен. План Глухова 1776 года[26] показывает на внешней ограде восемь бастионов, из них семь классической пятиугольной формы, один – в форме полукруга, а также один редан и два люнета[27]. С напольной стороны стояло шесть бастионов и один люнет. Со стороны озера и болота находилось два бастиона, редан и люнет. План показывает наличие ещё одного редана и с юго-западной стороны защитной ограды монастыря.
Сохранилась опись Глухова 1781 года, где говорится, что “оной город положение имеет по обеим сторонам реки Есмани. Крепость – положением на ровном месте, обнесена земляным валом, с двумя каменными воротами. Три предместья Белополовка, Красная горка и Усовка лежат на косогороватом, Веригин же – на ровном месте”[28]. Источник сообщает здесь и про наличие форштадтов[29].
В 1784 году в Глухове снова произошёл большой пожар. Докладывая про это Екатерине II, Румянцев писал, среди прочего, что сгорела “над криницей галерея”[30]. Это свидетельствует про наличие в Глуховской крепости тайника с перекрытым водоемом.
П.А. Раппопорт в своей работе “Очерки по истории военного зодчества северо-восточной и северо-западной Руси X-XV вв.” свидетельствует, что тайники являли собой спрятанные подземные проходы, которые опускались до уровня реки или грунтовых вод. В нижней части тайника копали колодец. Он начинался как неглубокая траншея, проходил под крепостной стеной за её пределы. В траншеи строили спуски, верх перекрывали каменным сводом или деревянным настилом и засыпали землей. Вход в него могла защищать тайниковая башня[31].
Земляные укрепления Глуховской крепости были снесены в начале XIX столетия. Их остатки можно увидеть и сейчас в центральной части современного города[32]. Линия укреплений проходит вдоль нижних её отметок с западной стороны (сейчас ул. Валовая). С востока линия укреплений не сохранилась и территорию прежней крепости ограничена ул. Т. Шевченка, площади Ленина и Рудченко, а с севера – ул. Валовая и территория городского стадиона, с юга – ул. Первомайская.
Вид г. Глухова. Фото нач. XX ст.
План Глуховской крепости 1776 г.
План Глуховской крепости 1781 г.
 Остатки Глуховской крепости в структуре современного центра города. Взято с сайта:http://our-travels.sumy.ua/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/GluhKrep.php

Иванюк С.А., 2011 ©

[1] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.427.
[2] История городов и сел Украинской ССР. Сумская область, стр.207.
[3] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 10. Спб., 1875, стр.829.
[4] Честик или частик – небольшие колья, установленные /забиты в землю/ в шахматном порядке, вблизи один от другого.
[5] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 10. Спб., 1875, стр.829.
[6] Там же, стр.829.
[7] Летопись самовидца, стр.94.
[8] Там же, стр.95.
[9] Там же, стр.99.
[10] В.А. Дядиченко. Украинское казацкое войско в конце XVII – начале XVIII в. – “Полтава. К 250-летию Полтавского сражения. Сб. статей, стр.251.
[11] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.430.
[12] История городов и сел Украинской ССР. Сумская область, стр.208.
[13] М. Судиенко, стр.457.
[14] М.П. Цапенко. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков, стр.56.
[15] РГВИА. ф.ВУА, спр.416, л.605.
[16] Обмер произведён историком краеведом Я.Г. Иванюк в 70-х годах XX века с учетом данных работы М.П. Цапенко и планов Глухова 1746 и 1776 гг.
[17] М.П. Цапенко. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков, стр.56.
[18] Там же, стр.54.
[19] Г.Н. Логвин. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 1965, стр.185.
[20] Там же, стр.185.
[21] М.П. Цапенко. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков, стр.12.
[22] Там же, стр.54.
[23] Теналь - укрепление или его часть, расположенная входящим углом так, что местности перед укреплением можно дать перекрестную оборону.
[24] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.431.
[25] Там же, стр.432.
[26] РГВИА, ф.ВУА, спр.418, л.590. Креслярская копия с оригинала.
[27] Люнет - полевое укрепление, состоящее из двух боковых линий (флангов), замыкаемых спереди одним или двумя фасами и открытых с тыловой стороны.
[28] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.434.
[29] Там же, стр.435-436.
[30] Там же, стр.436.
[31] П.А. Раппопорт. Очерки по истории военного зодчества северо-восточной и северо-западной Руси X-XV вв., стр.156-157.
[32] М.П. Цапенко. По равнинам Десны и Сейма, стр.52.


Комментариев нет:

Отправить комментарий