вторник, 30 августа 2011 г.

НЕЖИНСКИЙ ПОЛК (продолжение)



НЕЖИН

Как городское поселение Нежин впервые упоминается в 1078 году. Его отожествляют с упоминаемым в летописях Нежатином, а по другой версии – с Уненежем[1].
Знаменитый исследователь XIX века А. М. Лазаревский  в “Описании старой Малороссии. Полк Нежинский” говорит, что “…Нежин 1625 г. был ещё новооселым городом, возникшим на старом своём Уненежском городище, которое дало ему возможность сразу стать “местцем оборонным”…”[2] Город находился на левом низком равнинном берегу реки Остра, вблизи озера Нежин. Окружающие болота затрудняли подступы к крепости, что повышало её обороноспособность.
В 1648 году в начале освободительной войны украинского народа польско-шляхетские войска были выбиты из Нежинской крепости[3]. Город становится центром одноимённого казацкого полка.
Исторические акты и другие письменные источники второй половины XVII столетия называют такие составляющие части Нежинской крепости того времени, как “Верхний земляной город”, где находилась цитадель /замок/ и находился отряд российских войск /ратных людей/, и “Покровский земляной пригородок”. В систему укреплений входили земляные валы, рвы, частокол, а “Верхний город” имел ещё и крепостные башни и “караульные избы” или “караульни”[4].
В 1667 году укрепления крепости были частично разрушены: “…Покровский земляной пригородок разрыли и раскопали и ров хворостом и соломою засыпали”[5]. Это произошло во время народных восстаний вызванных недовольством Андрусовским договором. Двинувшийся на усмирение казаков, изгонявших русских воевод, князь Ромодановский в 1667 году отдал Нежин на разграбление солдатам, а потом “спалил место Нежин”.
В 1669 году мещане Нежина обратились к царю с прошением предоставить помощь в восстановлении города. Просили, чтобы “…и ратные люди, которые в верхнем городе зостают (находятся – С.И.), в строении города великого помогали”[6].
А.М. Лазаревский предполагал, что: “…самый город возобновлен был гораздо скорее, чем разоренная…его крепость” про неисправность защитных сооружений, которой, докладывалось в 1679 году в Москву[7].
В 1704-1705 годах в Нежинской крепости реконструирован земляной вал, увеличены пороховые погреба, а также построены дополнительные башни[8].
В письме киевского губернатора Д.М. Голицына к канцлеру Г.И. Головкину 25 января 1709 года сообщалось, что “…В Нежинском гварнизоне ратных людей жилых 284 человека, да два полка – Вестов да Нечаев /фамилии командиров полков - С.И./, 40 пушек да мартир, 628 пуд пороху…”[9]
В 1714 году под командованием инженер-полковника Бреклинга начались работы по усовершенствованию укреплений крепости. Планировалось увеличить площадь бастионов, придать крепостным рвам профиль, который обеспечивал бы их фланговую оборону. Артиллерийский парк крепости включал в тот период 37 пушек и одну мортиру. Ф.Ф. Ласковский в своей работе “Материалы для истории инженерного искусства в России” сообщает, что Нежинская крепость до 1714 года имела 4 небольших бастиона, которые находились с напольной стороны[10].
До 1720 года был сооружен бастион со стороны речки и закончено строительство соседнего с ним с напольной стороны. Реконструкционные работы в Нежинской крепости продолжались и в следующем году.
Ведомости Киевского губернского управления за 1718 год дополняют в полной мере предыдущий источник. Они говорят, что Нежинского гарнизона фортеция земляная. В ней каменный погреб, да палатка каменная ж, в которых положена пороховая казна. 2 амбара деревянных, в которых положены полковые припасы и провиант”. Гарнизон крепости состоял из 188 солдат /175 строевых нижних чинов и 13 рейтар/ и трёх офицеров. Артиллерия насчитывала 82 ствола /13 медных пушек, 36 чугунных, одна мортира, 32 пищали “затинные”/[11].
Про боезапас к этому вооружению исторические источники не сообщают. В так называемых “Приказных делах” из фондов РГАДА говорится, что по описи за 1700 год в Нежинской крепости было 530 пудов пороха[12].
После окончания Северной войны (1700-1721 гг.) в Нежине размещался российский гарнизон. В 1741 году его возглавлял комендант Пущин[13].
В фондах ЦГИА Украины сохранилось письмо генерала П.С. Салтыкова к гетману К.Г. Разумовскому, датированное маем 1754 года. В нём говорится про состояние Нежинской и Полтавской крепостей: “…Те крепости без починки в худое состояние”[14].
Согласно с описью Нежина 1782 года, о которой указывает А.М. Лазаревский в “Описании старой Малороссии”, крепость состояла из внешней ограды и цитадели /замок земляной/[15]. На одном из форштадтов /котором - не говорится,/ находился “артиллерийский двор с каменными погребами и деревянным сараем”. На реке Остре стояло две плотины. В городе находилось управление двух казачьих сотен[16].
В другой своей работе – “Обозрение румянцевской описи Малороссии”, которая была составлена в 1765-1769 гг.,  А.М. Лазаревский пишет про применение в Нежинской крепости передовых на то время методов сооружения укреплений: “Замок в Нежине сделанный по Вобанову[17] манеру”[18]. Они проявились в геометрически правильных очертаниях крепости, вынесенных вперёд углах укреплений, чтобы обеспечить прямой фронтальный и фланговый огонь[19].
Опись Нежинской крепости 1786 года описал А.Ф. Шафонский в своём “Черниговского наместничества топографическом описании”[20]. “Касательно городского управления”, - пишет автор, - “то оное в трёх местах находится:
I.                     Главный старый нерегулярный земляной вал, настоящий город в себе заключающий. Он почти весь развалился; имел четверо ворот, которые вовсе разрушились, и теперь только одни отверстия остались. Оные ворота следующие суть:
1.       Московские, которые на левом берегу реки Остра стоят, и от коих с одной стороны деревянный мост в предместье Новое место, а с другой Московская главная улица через город идет.
2.       Ворота Черниговские, лежат на левом берегу Остра, у самой Городской плотины.
3.       Киевские, где главная Московская улица оканчивается. От них идут улицы: одна прямо к Киевскому, Прилуцкому и Переяславскому выезду; другая вправо, Овдеевская, мимо Католицкую церковь и Введенский женский монастырь.
4.       Ворота Крупичпольские от которых идёт улица главная Беляковка и возле оной предместье Мигалевка. Оная улица проходит к дороге Роменской.
II.                  С сим валом связывается другое земляное укрепление, цитадель или замок на
            левом берегу реки Остра лежащее. Сия цитадель за польского владения строена 
            и имеет регулярные бастионы и вал и в валу в одном месте каменные казематы,
            где  и ныне полковые амуничные вещи хранятся. В ней: каменная церковь
            Богоявления Господня; каменный польский погреб, где ныне провиантская 
            казна хранится; два деревянные соляные амбары и несколько обывательских
            домов. В ней прежде жил комендант и гарнизонные солдаты.
III.                Третье земляное укрепление, развалившееся, в Новом Месте состоящее, от реки
            Остра начавшееся и у оной близ Городской плотины оканчивающееся”[21].
М. Бережков в своей работе “М.Е. Марков и его рукописный сборник о Черниговской старине”[22] свидетельствует, что Нежинская крепость включала укрепления “состоящие из…земляного вала и при нём замка, продолговатую фигуру имеющих”. Четыре въезда имели названия: Киевский, Крупицкий, Черниговский, и Глуховский[23].
М. Бережков называет 16 нежинских улиц: Московскую, Черниговскую, Роменскую, Прилуцкую, Греческую, Олишевскую, Шосткину, Пустую, Галатовскую, Бабичевскую, Белявскую, Щербиновскую, Сугаровскую, Мигалевскую, Бобрицкую, Магерскую[24].
На плане 1803 года Нежин изображён в форме многоугольника с радиально-концентричным ядром города и сомкнутою оградою[25].
В Нежине существовали предместья: Новое Место, Авдеевка, Ковалевка, Мигайловка, Лихокутьевка. Ведомости о них содержит работа А.Ф. Шафонского. Про Новое Место говорится: “Новое Место та часть жила называется, которая вверху реки Остра начинается и внутри и вне особливого земляного вала до Черниговской улицы”[26].
Предместье Авдеевка названо по имени его первого мещанина Авдея. Находилось на левом берегу Остра. Брало начало от Киевских ворот и Киевской улицы, “что за городом”, и продолжалось между рекою Остром, и полем “к Ветхому монастырю”[27].  
Предместье Ковалевка, Мигайловка и Лихокутьевка находились “от Киевских ворот и от Киевской улицы по левой её стороне, прямо от Киевского въезда,…влево между валом и полем, вверх по реке Остру до поля же до озера Нежина…”[28]
За предместье Ковалевку источник уточняет, что “предместье около городского рва, по левую сторону Киевских ворот лежащее, и которое от оных ворот до вылазки простирается, которое против улицы Беляковки стоит”[29]. Как видно из этой записи, в Нежинской крепости существовал лаз.
Предместье Новое место соединялось с цитаделью, а также и с другой частью крепости, с помощью “городского моста”[30].
В 1785 году Нежинский казацкий полк переименован в одноимённый регулярный карабинерный[31].
После большого пожара на территории Нежинской крепости вначале XIX века валы были срыты, а территория отведена под городской базар. Сохранилась замковая Богоявленская церковь (1721 г.), пороховой погреб (XIII в.) и здание крепостного острога (XIX в.).
В настоящее время территорию бывшей крепости занимает Нежинский рынок со зданиями магазинов XIX века.


1. Церковь Архангела Михаила 1719—1729 гг.
2. Всесвятская церковь 1782 г. построена на месте деревянного греческого храма. Имела сводчатые подвалы, которые использовались под склады. Рядом - здание городского магистрата.
3. Александровское греческое училище 1817 г. Занимал почти целый квартал, под ним глубокие подвалы-склады.
4. Магистрат греческой общины, где хранились печать и документы.
5,6. Купеческие дома на Греческой улице.
7. Гимназия высших наук князя Безбородько, построенное в 1805-1817 гг.
8. Греческая церковь на Троицком кладбище начала XIX в., расположенная среди рощи.
9. Здание греческого купца кон. XVIII-нач. XIX в. в т.н. «Новом городе» на правом берегу Остра.
10, 11, 12. Ярмарочные площади.  
План г. Нежина с очертанием крепости. 1773 г.
 План г. Нежина. 1803 г.

 Иванюк С.А., 2011 ©


[1] Ю.М. Кругляк. Имя вашего города. К. ,1978, стр.91.
[2] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. т.2 Полк Нежинский. К. , 1893, стр.51.
[3] Летопись Самовидца, стр.52.
[4] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 8,9 Спб., 1875, стр.43,648.
[5] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 9. Спб., 1875, стр. 648.
[6] Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т 8. Спб., 1875, стр.43.
[7] Книги разрядные. П, 1174.
[8] Книги Малороссийского приказа, №98, л. 40, 241об.
[9] РГАДА, Письма разных лиц, на русском языке 1709, №6, л. 20-21об.
[10] Ф.Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, стр.505.
[11] А.З. Мышлаевский  Крепости и гарнизоны Южной России в 1718 году, стр.18.
[12] РГАДА. Приказные дела старых лет. 1700 г., №222, л. 12,19,20,20,22,27. – П.М. Лукьянов. Производство пороха в России в первой четверти XVIII в. – “Полтава. К 250-летию Полтавского сражения. Сб. статей, стр.207.
[13] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.63.
[14] ЦГИА Украины в г. Киев. ф.269, оп.1, л.2, 2об., 3,3об. № 1636. Фотокопия.
[15] А.М. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.2, стр.65-66.
[16] Там же, стр.65.
[17] Вобан Себастьян /1633-1707 гг./ - военный инженер. С 1703 г. маршал Франции. Имел много находок в области фортификации и артиллерии, занимался сооружением крепостей, принимал участие в 53 осадах и 140 битвах.
[18] А.М. Лазаревский. Обозрение румянцевской описи Малороссии, вып. 2, Чернигов, 1872, стр.169.
[19] М.П. Цапенко. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков, стр.52-53.
[20]А.Ф. Шафонский. Черниговского наместничества топографическое описание, стр.450-452,454-455,459,462-463.
[21] Там же, стр.462-463.
[22] М. Бережков. М.Е. Марков и его рукописный сборник о Черниговской старине. Нежин, 1902, стр.18.
[23] Там же, стр.18.
[24] Там же, стр.18.
[25] РГВИА, ф. ВУА, спр.21590, л.3. План города Нежина, 1803 г.
[26] А.Ф. Шафонский. Черниговского наместничества топографическое описание, стр.452.
[27] Там же, стр. 454.
[28] Там же, стр. 454-455.
[29] Там же, стр. 455.
[30] Там же, стр. 452.
[31] Там же, стр. 459.

Комментариев нет:

Отправить комментарий